Нелинейное фахверковое зодчество

Параллельно в мире сохранялись традиции нелинейного фахверкового зодчества (табл. ил. 3). По своей сути фахверковая техника строительства используется до сих пор в жилищах пигмеев, ирокезов, майя, бушменов, масаи, айнов. Именно в этом зодчестве можно найти истоки рассматриваемых ниже направлений современной архитектуры.

Каркас, построенный в соответствии с принципами фахверка, статически устойчив. Иногда даже полностью перекосившееся здание приходит в состояние равновесия и не разрушается. Это свойство позволяет предположить, что фахверковая конструкция с добавлением шарниров и направляющих механизмов могла бы стать основой для здания-трансформера, которое легко может адаптироваться под новую функциональную задачу, что особенно важно в условиях интенсификации жизни мегаполисов. Уже в настоящий момент существуют некоторые динамические элементы зданий: открывающиеся и закрывающиеся двери, поднимающиеся и опускающиеся ворота, автоматически поворачивающиеся шпили и т. д. По всей видимости, в будущем количество динамических элементов здания будет только возрастать. На основе общих принципов фахверковой архитектуры можно создать совершенно разнообразные по форме и назначению нелинейные постройки. Создание и использование гибких материалов для каркаса и заполнения приведут к возникновению новых возможностей формообразования в постфахверковой архитектуре. Такие гибкие конструкции вполне подойдут для проектирования дигитальных «зданий-оболочек». Использование в качестве заполнения межкаркасного пространства экранов в сочетании с гибкостью самого каркаса может привести к появлению «зданий-хамелеонов», меняющих свои форму, декор, колористику и размер.

Нарастающее противопоставление между реальным и виртуальным может быть снято переходом архитектуры к нелинейности [17]. При этом многие существующие объекты нелинейной архитектуры имеют своей конструктивной основой фахверковый каркас.

В начале века ряд архитекторов сочетали в своём творчестве принципы фахверковой архитектуры и нелинейность (табл. илл. 4). С. Калатрава к 1996 году закончил проектные работы над комплексом Города искусств и наук, став одним из основоположников набирающей обороты тенденции. Л. Спейбрук (из архитектурной группы «НОКС») в 2005 году создал проект музея звука в Эйндховене. В 2008 году архитекторами Ж. Херцогом и П. де Мёроном построен Национальный стадион в Пекине, напоминающий птичье гнездо. В 2014 году открылось здание музея Фонда «LuisVuittion» в Париже. Автор проекта — Ф. Герри. Заслуживающим внимание способом британский дизайнер Т. Хезервик подошёл к проектированию террасы завода

«Лэвесток-милл» компании «BombaySapphire» (2014 год), применив оба вышеназванных принципа.

Автор Гавриков Д.С.

Оцените статью
НЛК Домостроение